Как распознать дискалькулию?
Продолжаем разбираться с дискалькулией у детей (нарушением в овладении счетными операциями). Сегодня перечислю симптомы, которые говорят о том, что пора начинать коррекцию отстающих умений.
Дошкольники 4-5 лет находятся в группе риска, если у них:
✔️трудности при составлении рассказа по картинкам,
✔️бедность словарного запаса,
✔️наличие аграмматизмов в речи (ребенок плохо воспринимает и строит предложения),
✔️наличие у ребенка СДВГ,
✔️трудности в выстраивании последовательности, например, времен года или дней недели,
✔️плохое понимание понятий «право» и «лево».
Возраст 6-8 лет — это период, когда трудности в овладении счетными операциями хорошо видны, например, по таким признакам:
✔️плохое понимание и запоминание прочитанного,
✔️неудержание строки в тетради,
✔️несформированность образа цифр,
✔️пропуски чисел в ряду,
✔️неумение называть числа до и после заданного, между двумя заданными (в пределах 10),
✔️трудности понимания конструкций типа: Мама зовет дочку обедать. Кто дома? Кто на улице?
✔️ошибки при просьбе показать:
ручку, карандаш
ручку карандашом
карандаш ручкой
левым мизинцем правое ухо
правым мизинцем нос
✔️ошибки при просьбе положить:
Карандаш слева от ручки
Ручку слева от пуговицы
Ложку справа от вилки и слева от ножа.
⠀
Рекомендуется сходить к логопеду или нейропсихологу, если у ШКОЛЬНИКА (7+ лет) возникли трудности:
⠀
✔️понимания понятия числа и его разрядного строения;
✔️понимания внутреннего состава числа и связи чисел между собой;
✔️понимания левого и правого компонентов числа, значения нуля;
✔️ошибки в устном обозначении чисел;
✔️ошибки при написании чисел (графическое изображение числа);
✔️перечисления и выстраивания автоматизированных цифровых (особенно порядковых) рядов;
✔️выполнения элементарных вычислительных действий (сложение, особенно с переходом через десяток, вычитание, деление, умножение);
✔️распознавания числовых знаков;
сложности при сравнении чисел или количества предметов;
✔️соотнесения чисел в арифметическом действии;
✔️неспособность воспроизводить цепочки математических действий и непонимание их смысла;
✔️выполнение исключительно простейших математических действий при помощи ручного счета («на пальцах»);
✔️нарушено восприятие пространственных координат;
✔️трудности в оценке чисел имеющих цифру «ноль» в своем составе;
✔️сложности с абстрактным счетом времени и интуитивным вычислением пройденного расстояния;
✔️трудности заучивания таблицы умножения;
✔️непонимание и трудности в запоминании арифметических терминов;
✔️сложности решения задач, требующих понимания смысла и нескольких логических операций с удержанием в памяти определённых действий;
✔️раскрытия математического содержания схем и картинок, подводящих к правильному ответу;
✔️выполнения усложненных логико-абстрактных действий, включаемых в алгебру, геометрию, тригонометрию, физику и пр.