Skip to main content

Как распознать дискалькулию?

Продолжаем разбираться с дискалькулией у детей (нарушением в овладении счетными операциями). Сегодня перечислю симптомы, которые говорят о том, что пора начинать коррекцию отстающих умений.

Дошкольники 4-5 лет находятся в группе риска, если у них:

✔️трудности при составлении рассказа по картинкам,

✔️бедность словарного запаса,

✔️наличие аграмматизмов в речи (ребенок плохо воспринимает и строит предложения),

✔️наличие у ребенка СДВГ,

✔️трудности в выстраивании последовательности, например, времен года или дней недели,

✔️плохое понимание понятий «право» и «лево».

Возраст 6-8 лет — это период, когда трудности в овладении счетными операциями хорошо видны, например, по таким признакам:

✔️плохое понимание и запоминание прочитанного,

✔️неудержание строки в тетради,

✔️несформированность образа цифр,

✔️пропуски чисел в ряду,

✔️неумение называть числа до и после заданного, между двумя заданными (в пределах 10),

✔️трудности понимания конструкций типа: Мама зовет дочку обедать. Кто дома? Кто на улице?

✔️ошибки при просьбе показать:

ручку, карандаш

ручку карандашом

карандаш ручкой

левым мизинцем правое ухо

правым мизинцем нос

✔️ошибки при просьбе положить:

Карандаш слева от ручки

Ручку слева от пуговицы

Ложку справа от вилки и слева от ножа.

Рекомендуется сходить к логопеду или нейропсихологу, если у ШКОЛЬНИКА (7+ лет) возникли трудности:

✔️понимания понятия числа и его разрядного строения;

✔️понимания внутреннего состава числа и связи чисел между собой;

✔️понимания левого и правого компонентов числа, значения нуля;

✔️ошибки в устном обозначении чисел;

✔️ошибки при написании чисел (графическое изображение числа);

✔️перечисления и выстраивания автоматизированных цифровых (особенно порядковых) рядов;

✔️выполнения элементарных вычислительных действий (сложение, особенно с переходом через десяток, вычитание, деление, умножение);

✔️распознавания числовых знаков;

сложности при сравнении чисел или количества предметов;

✔️соотнесения чисел в арифметическом действии;

✔️неспособность воспроизводить цепочки математических действий и непонимание их смысла;

✔️выполнение исключительно простейших математических действий при помощи ручного счета («на пальцах»);

✔️нарушено восприятие пространственных координат;

✔️трудности в оценке чисел имеющих цифру «ноль» в своем составе;

✔️сложности с абстрактным счетом времени и интуитивным вычислением пройденного расстояния;

✔️трудности заучивания таблицы умножения;

✔️непонимание и трудности в запоминании арифметических терминов;

✔️сложности решения задач, требующих понимания смысла и нескольких логических операций с удержанием в памяти определённых действий;

✔️раскрытия математического содержания схем и картинок, подводящих к правильному ответу;

✔️выполнения усложненных логико-абстрактных действий, включаемых в алгебру, геометрию, тригонометрию, физику и пр.

Недавние посты