Современные нормы овладения речью
Недавно прочла монографию М.Б.Елисеевой, специалиста по детской лингвистике. Они с коллегами опубликовали современные нормы овладения речью. Признаюсь, отличаются не на много! Автор отмечает более медленное накопление словаря до 1,6г, в остальном практически то же самое.
⠀
Сотрудники института им. А.И.Герцена использовали адаптированный ими Макартуровский опросник для детей раннего возраста. Ценность исследования в разделении девочек (Д) и мальчиков (М).
⠀
Давайте вместе сравним, пишите в комментариях свои наблюдения.
⠀
?ПОНИМАНИЕ РЕЧИ (у мальчиков опережает!):
8 мес. Д 39 М 46
12 мес Д 103 М 106
18 мес Д 263 М 248
❗️М раньше Д начинают понимать слово «нельзя» и откликаться на имя!
⠀
?АКТИВНАЯ РЕЧЬ:
⠀
✔️СЛОВАРЬ
12 мес Д и М по 1-3 слова
13 мес Д 5 М4 слов
15 мес Д 11 М9 слов
18 мес Д 34 М27 слов! – ранее мы считали нормой 50-70 слов
2 года Д 252 М155 слов (тут неизменно!) и девочки почти полностью отказываются от звукоподражаний.
3 года Д 642 М623 слова
⠀
?ВОЛНУЕМСЯ: если в 1,6 нет 13 слов. Значительная задержка – если нет 9 слов
⠀
✔️ФРАЗА
Ничего не поменялось – начало фразы в 1,6г.
Среднее начало фразы: Д 1,8 М 1,10г
Больше 90% Д в 1,11 говорят фразами из 2 слов. Мальчики с 2,1г.
Длина фразы в 3г: Д 7-12 слов, М 6-10 слов
⠀
?ВОЛНУЕМСЯ: если в 2,2 нет фраз из 2 слов. Значительная задержка – если в 2,5 нет фраз из 2 слов.
⠀
✔️ИЗМЕНЕНИЕ СЛОВ:
Употребляют падеж и число сущ, наст. и прош. время глагола Д с 2лет. 90% Д в 2,5г. ими свободно пользуются.
Буд. время глаголов появляется в 2,4г.
⠀
Мальчики употребляют с 2 лет что-то одно: падеж и число сущ, наст. и прош. время глагола. Более 50% М в 2,4г. ими свободно пользуются, а 90% — в 3г.
Буд. время глаголов появляется в 2,6г.
⠀
ВСЕ грамматические категории начинают использоваться Д с 2,7, а М с 2,9.
⠀
?ВОЛНУЕМСЯ: если Д в 2,2 и М в 2,5 не начали изменять слова. Значительная задержка – если Д в 2,8 и М в 3г не начал изменять слова.
⠀
ИТОГО: овладение изменением слов дается сложнее, чем фразой!
Любовь Борисова